kantrium.com | MySuomi.com | vivaspb.com | finntalk.com
В гостях у царства сна

Киселева Н.В., аспирантка кафедры культурологии Ярославского ГПУ им.К.Д.Ушинского, учитель МХК МОУ гимназии № 3 г.Ярославля

Безух К.Е., кандидат биологических наук, старший преподаватель кафедры анатомии и физиологии Ярославского ГПУ им.К.Д.Ушинского, учитель биологии МОУ СОШ № 43 г.Ярославля

Рекомендуемый возраст: 5-6 класс

Интегрированная игровая программа (МХК, литература, биология).

Присказка.

 Класс делится на две группы, которые садятся друг против друга, образуя два ряда. Каждой группе задается вопрос, ответ на который должен быть найден в течение 30 секунда. Отвечать может любой человек из команды. Это право определяет сама команда.

Если игрок не ответил на вопрос, то он покидает свою команду и переходит в третью, которую образуют игроки, не ответившие правильно на вопрос.

В случае, когда по окончании игры обе команды будут находиться в равных условиях, определить победителя сможет сформировавшаяся третья команда, которой будет задан последний вопрос. Чьи выбывшие игроки смогут правильно дать ответ на контрольный вопрос, та команда и побеждает.

Примечание: каждый вопрос имеет две части - одна содержит вопросы по МХК или литературе, другая посвящена биологии. Благодаря такому сочетанию значительно расширяется детский кругозор, тренируется память и внимание, осуществляется умение мыслить не только логически, но и системно.

Действующие лица:

Морфей, Лета, Ведущий, Гипнос.

Реквизит:

 Оборудование:

• компьютер;

• проектор;

• для мини-опыта: 5 яблок разной спелости - от совсем зеленого до перезревшего, маленькие стаканчики, раствор йода, ватные шарики, фольга, острый нож.

Иллюстративный материал:

— фрагменты анимационных и художественных фильмов:

• «Там, на неведомых дорожках»;

• «Десятое королевство» (том 3);

• «Аленький цветочек»;

• «Ох и Ах»;

• «Алиса в Стране чудес»;

• «Добрыня Никитич и Змей Горыныч»;

— художественные произведения:

• «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина;

• сказка Братьев Гримм «Шиповничек»;

• русская народная сказка «Маша и три медведя»;

• сказка Аксакова «Аленький цветочек»;

• колыбельная песенка;

• пьеса - феерия М. Метерлинка «Синяя птица»;

• фотографии разных видов сони и других животных (включая летучую мышь).

Зачин.

Ведущий (обращаясь ко всем участникам игры). Отгадайте загадку: Что самое сладкое на Земле?

(Сон).

Действительно, это сон. Поэтому сегодня у нас в гостях Гипнос, Морфей и Лета. А кто они такие, они расскажут вам сами.

Гипнос. Я бог сна у греков. Сын Ночи (Никты) и брат Смерти (Танатоса). Великие ученые Греции по-разному описывали мое местопребывание. По словам Гесиода, я вместе с братом живу в царстве Аида, глубоко под землей, поэтому никогда не вижу Гелиоса. Я тих и благосклонен к людям.

С помощью моего непременного атрибута - мака - могу усыплять и приносить сладкое успокоение всем, даже великому Зевсу и другим богам.

У Гомера я обитаю на острове Лемнос. Зевс прибегает к моей помощи, исполняя обещание, данное Фетиде, наказать Агамемнона за оскорбление, нанесенное ее сыну Ахиллу. Громовержец посылает меня к Агамемнону, чтобы тот, явившись вождю ахейского войска в облике наиболее уважаемого им старца, Нестора, сообщил ему, что богам угодна его победа, а Троя уже находится на краю гибели (Гомер "Илиада", II 5-34).

Богиня Гера замыслила козни против Зевса, уговорила меня усыпить его, пока она преследовала Геракла. От гнева Зевса я был спасен своей матерью, которую верховный бог не решился оскорбить.

Опасаясь Зевса, мне пришлось превратиться в птицу и во второй раз нагоняет сон на бога, соблазненного Герой, чтобы не дать ахейцам возможность победить в сражении. В награду за содействие Гера обещает мне в жены младшую из харит - Пасифею.

Овидий в "Метаморфозах" описывает пещеру в Киммерийской земле, к северу от Черного моря, где царят вечные сумерки и откуда вытекает родник забвения (Лета), с которой вам еще предстоит познакомиться.

Перед входом в пещеру раскинулось огромное маковое поле. В центре этой пещеры на прекрасном ложе покоюсь я, бог сна, мои глаза вечно прикрыты. Меня окружают полупрозрачные бестелесные и бесформенные создания - сновидения, а также сыновья, божества сновидений: Морфей, подражающий людям, Фобетор, подражающий животным, птицам и змеям и Фантаз, являющийся спящим людям в виде предметов и вещей окружающего их мира - воды, деревьев, земли, камней.

С одним из моих сыновей я вас сейчас познакомлю

Морфей. Я крылатое божество, бог сновидений. Я гораздо добрее своего отца. Мой отец мог наслать такой сон, что от него волосы становились дыбом, а я навеваю только легкие сны, сладкие сновидения. Обо мне писал даже сам Александр Сергеевич Пушкин:

«Морфей, до утра дай отраду

Моей мучительной любви.

Приди, задуй мою лампаду,

Мои мечты благослови!..»

Лета.  Я дочь Богини раздора Эриды. Мной названа река в царство мертвых, испив воду которой, души умерших забывают свою былую земную жизнь.

Гипнос. Сегодня некоторые из вас побывают у меня и моего сына в гостях. Вам предстоит выполнить ряд наших условий. Того, кто не сможет ответить на наши вопросы, заберет к себе Лета, река забвения.

Развитие действия

Гипнос.  Задание для 1 команды.

Один и тот же сюжет стал основой сказок разных писателей в разных странах мира: в Германии Братья Гримм написали сказку «Шиповничек», а в России из-под пера Василия Андреевича Жуковского вышла сказка «Спящая красавица». И в той и в другой сказке один и тот же предмет стал причиной сна не только героини сказки, но и всегда царства. О каком предмете идет речь?

(О веретене).

«- А это у тебя что такое?» - спросила девушка и взяла в руки веретено.

Но только она до него дотронулась, как сразу же уколола себе палец,и в тот же миг исполнилось заклятье злой колдуньи. Королева упала на кровать и погрузилась в крепкий и глубокий сон».

Братья Гримм «Шиповничек»).

Морфей.  Какова должна быть первая помощь человеку при уколе острым предметом?

(Для обеззараживания рану нужно промыть раствором марганцовки или перекисью водорода, края обработать йодом, наложить сверху стерильную повязку,  если рана небольшая - заклеить пластырем; в случае серьезного ранения обязательно обратиться к врачу!).

Гипнос. Задание для 2 команды

Итак, атрибутом сна стало веретено. Но мы можем навевать сон не только с помощью веретена. Вот в сказке А. С. Пушкина героиня уснула, надкусив яблочко. Вспомните, в какой сказке русского писателя и поэта это произошло?

(«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

 «…Оно

Соку спелого полно,

Так свежо и так душисто

Так румяно - золотисто,

Будто медом налилось!

Видны семечки насквозь…

Подождать она хотела

До обеда: не стерпела,

В руки яблочко взяла,

К алым губкам поднесла,

Потихоньку прокусила…

И кусочек проглотила…

Вдруг она, моя душа,

Пошатнулась не дыша,

Белы руки опустила,

Плод румяный уронила,

Закатилися глаза,

И она под образа

Головой на лавку пала

И тиха, недвижна стала…»).

Какая еще сказочная героиня уснула из-за яблока? (Белоснежка).

Морфей. Как известно, яблоки могут быть не только сонными, но и молодильными. Назовите сказки, в которых используются именно такие яблоки.

(«Иван-царевич и Серый волк», «Молодильные яблоки»)

Яблоки - удивительно полезные фрукты. Они действительно оказывают на организм человека поистине волшебное воздействие. Однако витаминов, микроэлементов и белков в них меньше, чем другого очень важного для любого растения вещества. Чтобы доказать его наличие, проведем небольшой эксперимент.

  Опыт “Раскрашенные яблоки”

За отдельным столом работают по одному представителю от каждой команды (лучше, если это будут учащиеся 6-х классов): им предлагаются все необходимые материалы и инструкции к работе.

Оборудование: 5 яблок разной спелости - от совсем зеленого до перезревшего, маленькие стаканчики, раствор йода, ватные шарики, фольга, острый нож. (Внимание! Во избежание ранений детей с ножом работает ведущий).

Инструкция к работе:

вырежьте толстые ломтики из середины каждого яблока;

разложите на фольге ломтики в ряд - от зеленого к спелому;

налейте половину стаканчика воды, добавьте 5 капель йода и размешайте;

опустите ватный шарик в раствор и намочите все ломтики яблок (ломтики должны быть полностью покрыты раствором);

внимательно посмотрите на цвет и рисунок ломтиков. Объясните полученные результаты.

Планируемый результат:

ломтик незрелого яблока стал синим, хотя его центральная часть осталась белой;

 чем спелее яблоко, тем светлее голубой цвет;

 самое спелое яблоко вообще не окрасилось.

Объяснение. При созревании овощей и фруктов содержащийся в них крахмал превращается в сахар. В незрелых овощах и фруктах много крахмала и мало сахара. Йод вступает в химическую реакцию с крахмалом, образуя вещество голубого цвета. Поэтому различия цвета и рисунка ломтиков яблок будут показывать разное содержание крахмала.

Гипнос. Задание для 1 команды.

Эта героиня успела опробовать для сна три разных места, и только последнее было таким удобным и мягким, что она не заметила, как сон укутал ее. Героине какой сказки пришлось искать себе место для сна, и что это было?

(Маша из сказки «Маша и три медведя».

Уснула она на третьей кровати)

Показ иллюстраций к сказке.

Морфей. Неудобная постель может стать причиной серьёзного недосыпания. Назовите его последствия.  

(Нарушение внимания, памяти, головная боль и головокружение, слабость, сонливость, низкая работоспособность, плохое настроение и др.)

Гипнос. Задание для 2 команды.

А что может вызвать сон? Ответ на этот вопрос вы найдете, если внимательно посмотрите фрагмент мультфильма.

Демонстрируется фрагмент анимационного фильма «Аленький цветочек»

Гипнос. Что стало причиной сна в этом мультфильме, с помощью чего герой смог проснуться  и как называется эта сказка?

(Герой - чудовище из сказки Аксакова «Аленький цветочек». Причиной сна стала тоска по любимой девушке, которая не сдержала обещание приехать до полуночи. Проснулся он от того, что Настенька призналась в любви к герою).

Морфей. Но бывает и наоборот. У профессора Шамбергера, известного специалиста по кожным болезням, была густая длинная борода. Однажды один из его приятелей спросил его: «Мне интересно, куда ты кладешь бороду во время сна: на одеяло или под одеяло?». Шамбергер ответил: «Не знаю, но обращу на это внимание и при следующей встрече скажу тебе».

Через несколько дней они случайно встретились на улице, и Шамбергер быстро заговорил: «Ну, ты мне и устроил. Несколько дней не могу заснуть. Просто не знаю, что мне делать с этой бородой - класть ли ее на одеяло или под него».

Почему профессор стал страдать бессонницей?

(Из-за душевного беспокойства, волнения, ненужных мыслей).

Гипнос. Задание для 1 команды.

А с героиней этой сказки удивительные вещи происходили в то время, пока она спала.

Демонстрируется фрагмент анимационного фильма «Алиса в Стране чудес»

Гипнос. Назовите имя героини и писателя, который смог подсмотреть ее сны?

(Л. Кэрролл и его героиня Алиса)

Морфей. Как называется состояние, при котором некоторые люди ходят во сне? И как называются сами люди? Почему именно так?

(Состояние называется лунатизм, а люди - лунатики, т.к. они активно «гуляют» во время ночного сна, когда источником света является Луна.

Примечание: научное название явления - сомнамбулизм).

Гипнос. Задание для 2 команды.

Все мы не любим, когда нас будят. Это герой уж точно не любил, когда его отрывали от любимого дела. Поэтому каждый, кто оказывался в это время рядом с ним, мог ощутить силу его кулака.

Демонстрируется фрагмент сказки «Там, на неведомых дорожках» без звука.

Гипнос. Внимание на экран. Вспомните, какую фразу любил повторять герой, как только просыпался, но не по своей воле?

(Герой произносил одну и ту же фразу: «Меня будить?»)

Морфей. Почему не рекомендуется будить человека до того, как он сам проснется?

(Человек может испугаться из-за нарушений восприятия действительности, получить головокружение, головную боль, плохое настроение,т.к. организм будет не подготовлен к пробуждению)

Демонстрируются слайды, на которых звери, птицы, человек спят. На фоне этого звучит Колыбельная «Ночная песенка» (можно «Спокойной ночи, малыши» или «Спи, моя радость, усни»

Гипнос. Задание для 1 команды.

Ходят звезды за луною,

Ежик дремлет под сосною,

Медвежонок спит в берлоге,

Спит мышонок на пороге,

Спят у речки камыши,

Ветер ласковый шуршит.

Переделав все дела,

Стрекоза поспать легла.

Спит котенок на крылечке,

Спит сверчок у теплой печки,

Серый волк закрыл глаза,

Спят корова и коза,

Дремлет белочка в дупле,

Спят цветочки на земле,

Спит кузнечик под листом,

Спит лягушка под зонтом.

Спят барашек и петух,

Спят собачка и пастух.

Словно в море маячки

Тихо светят светлячки.

Вспомните оборот, который обозначает покой, безмолвие, когда все спят, погружены в сон.

(Сонное царство)

Морфей. Поставьте буквы в той последовательности, в которой угасают органы чувств, когда человек засыпает:

а) обоняние,

б) слух,

в) зрение,

г) вкус,

д) тактильные ощущения (кожная и мышечная чувствительность).

(Первым “пропадает” зрение, следом - вкус, обоняние, тактильные ощущения, последним угасает слух:

в-г-а-д-б)

Гипнос. Задание для 2 команды.

Иногда мы спит, как говорят, на ходу. Герой этой истории в таком состоянии находился почти все время. Внимание на экран.

Демонстрируется анимационный фильм «Ах и Ох»

Гипнос. Посмотрев всем хорошо знакомый анимационный фильм про Ох и Ах, попытайтесь охарактеризовать действия Ох известным устойчивым выражением.

 (Герой все делал вяло, неторопливо, еле-еле, как сонная муха)

Морфей. Мы говорим «сонная муха», но ведь есть животное, само название которого свидетельствует, что оно сонное. Что это за животное и почему оно так называется?

(Соня - маленький ночной грызун, все холодное или засушливое (африканские сони) время года проводит в спячке. Дольше всех спит соня-полчок - с октября до начала июня.

Примечание: главная особенность этих зверьков - способность к длительному и глубокому сну - отражена в их названии не только на русском, но и на немецком и английском языках).

Показ фотографий этих зверьков.

Предлагается фрагмент анимационного фильма «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» (разговор Бабы-Яги с Колываном, эпизод 10), после которого задается вопрос на внимание.

Гипнос. Задание для 1 команды.

Богатыри на Руси славились мужеством и недюжинной силой. Но был у них один маленький недостаток. Назовите его.

(Баба-Яга говорит: «Есть у богатыря изъян один. Никакими силами его не разбудишь, пока солнце не встанет»)

Морфей (Перед учащимися иллюстративный ряд животных, среди которых летучая мышь). Удивительно, но факт! Оказывается, мы можем по-разному спать: лёжа, стоя, сидя. Посмотрите на фотографии животных и найдите из них лишнее, объяснив, почему.

(Летучая мышь спит головой вниз).

Гипнос.  Задание для 2 команды.

В каком произведении во сне мы можем встретиться с Душой света, Временем, Великими радостями, Домашними тучными блаженствами, побеседовать со Стихиями природы - Огнем, Деревом, Водой?

Демонстрируются иллюстрации к пьесе М. Метерлинка «Синяя птица»

Морфей. Какое отношение к сну могут иметь сова и соловей?

Подсказка: образуйте от названий этих животных глаголы и дайте им обоснование.

(Осоветь - впасть в полусонное состояние, осоловеть - стать сонным, вялым).

Демонстрируется фрагмент анимационного фильма «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», в котором Елисей будит Добрыню всеми известными способами, но безуспешно.

Гипнос. Задание для 1 команды.

Что говорит отрывок о значении сна в жизни человека? Почему это действительно так?

(«- В чем сила богатыря?

- Во сне.

- И у того ее больше, кто спит крепче!».

Сон - состояние, цель которого - предоставление отдыха клеткам мозга и обработка полученных за день впечатлений.)

Морфей. В средние века решиться на операцию было делом нелегким. О наркозе тогда ещё ничего не знали. Каким образом “усыпляли” больного?

(Чаще всего пользовались специальными одурманивающими напитками или вином, могли обкуривать больного специальными курительными травами, иногда вместо наркоза наносили удар палкой по голове).

Гипнос (демонстрируется фрагмент сериала «Десятое королевство» том 3, часть 5, эпизод 16).

Задание для 2 команды.

В следующем эпизоде показаны два условия хорошего сна. Что это за условия? 

(В фильме герои заснули под расслабляющую песню растущих на болоте волшебных грибов, выпив болотной воды).

Морфей. Назовите как можно больше других условий хорошего ночного сна.

(Удобная постель, тишина, отсутствие тревожных мыслей, стакан молока на ночь, хорошая книга, прогулка или душ/ ванна за 0,5 ч. до сна, легкий ужин,  приятная успокаивающая музыка и др.)

Кульминация

Лета. Я дам задание всем игрокам, которые выбыли в процессе игры. В течение 3-х минут всем попавшим ко мне игрокам необходимо, разделившись на свои команды, придумать максимально возможное количество слов, имеющих в своем составе слово «сон». Это могут быть и существительные, и прилагательные, и даже имена героев различных книг и фильмов. Чей список окажется длиннее, тот и выиграл. Удачи!

(Сонник, сонет, засоня, сонный, фасон, соната, сонар, соня, кессонная болезнь, таксон, шансон, гарсон, масон, унисон, Ясон, Карлсон, город Херсон, Сонька - золотая ручка и др.).

Лета (как второй вариант задания). Используя слово «Сновидение», создайте как можно больше других слов. Никакие другие буквы включать нельзя!

(Сон, видение, сев, сено, вид, нос, вес, видение, диво, овин, вино и т.д.).

По итогам работы начисляются соответствующие баллы, определяется команда-лидер.

Ведущий. Наше путешествие подошло к концу.

Лета. Надеюсь, вы узнали сегодня много нового и интересного.

Гипнос. До новых встреч!

Морфей.  Хороших сновидений!

Игровая программа заканчивается награждением команд.

Рекламка

Вход на сайт