kantrium.com | MySuomi.com | vivaspb.com | finntalk.com
Там, на неведомых дорожках

Литературная игра-путешествие

Амирова В.М., учитель начальных классов МОУ СОШ № 3 с углубленным изучением отдельных предметов Бугульминского муниципального района Республики Татарстан

Рекомендуемый возраст: 4 класс

Цели:

• формирование у младших школьников интереса к чтению,

• формирование умения использовать знания, полученные из книг, для решения поставленных задач.

Действующие лица:

Мальвина, Солдат, Барон Мюнхгаузен, Незнайка, Шурале, Лиса Алиса, Маленькая разбойница, Фея мудрости, Ведущий.

Реквизит

.Оборудование:

• мультимедиапроектор,

• магнитофон,

• фонограммы детских песен,

• костюмы сказочных героев-ведущих,

• шары для игры,

• предметы для сказочного сундука.

Ход мероприятия

Входит ведущий:

Ведущий. Здравствуйте, ребята. На урок сегодня я пришла не с пустыми руками. У меня есть для вас подарок-сюрприз. Давайте вместе посмотрим, что это за конверт и что в нем находится.

(Дети сморят, читают)

Билет в замок Литературной Сказки.

Предоставляет право прохода через Сказочный лес. Время путешествия 20 минут. Билет предназначен для лиц, не достигших 120 лет.

Звучит фонограмма песни «Маленькая страна».

Ведущий. Мне кажется это предложение очень заманчиво. Нам с вами нет 120 лет?

Дети : Нет!

Ведущий. Тогда отправляемся?

Дети: Да!

Ведущий. Итак, командам «__» и «___» предстоит пройти по неведомым дорожкам Сказочного леса в Замок Литературной Сказки, где ждет нас фея Мудрости. Если мы справимся со сказочными заданиями, покажем знание сказок, а также ловкость, смекалку, находчивость, будем дружны, фея Мудрости откроет нам свой секрет.

Команды, возьмитесь за руки и хором повторяйте со мной волшебное заклинание:

Эски, фески, азки,

Отправляемся в мир сказки.

Громче звучит мотив песни «Маленькая страна», появляется девочка, одетая в костюм Мальвины.

Мальвина. Ой, кто это? Кажется, в нашем Сказочном лесу гости? Решили попутешествовать?

Дети: Да!

Мальвина. Выполните мое задание, и я помогу вам в ваших приключениях.

А вот мои вопросы.

Вопрос первой команде: Какая сказка называется литературной?

Вопрос второй команде: Назовите авторов литературных сказок?

Вопрос первой команде: Кто так говорил о себе: «Это было тогда, когда на наших окнах зацвели прекрасные розы. Мы жили дружно и весело, но однажды мне в глаз попал осколок зеркала троллей, и я стал все видеть злым и безобразным».

(Кай, герой сказки Г.-Х. Андерсена «Снежная королева».)

Вопрос второй команде: Кто автор сказки с таким сюжетом: «Появился на птичьем дворе маленький птенец-утенок, и до того он был безобразный, с большой головой и длинной шеей, что птицы не приняли его в свою семью».

(Г.-Х. Андерсен «Гадкий утенок»)

Мальвина. Ребята, вы молодцы. Команды, правильно ответившие на мои вопросы, получают звездочки. Вы хорошо знаете сказки, и это поможет вам в вашем путешествии. Желаю вам успеха. Я дарю вам карту Сказочного леса. С её помощью вы легко найдете Замок Литературной Сказки. Счастливого пути!

Ведущий. Давайте рассмотрим карту. Куда же нам идти? Что нас ждет?

Дети : Столетний дуб.

Ведущий. Да, наш путь к столетнему дубу.

Звучит музыка, появляется мальчик, одетый в костюм солдата

Солдат. Здравствуйте, ребята. Узнаете ли вы, герой какой сказки я - бравый солдат. Расскажу вам свою историю: «Возвращаясь со службы, встретил я старую ведьму. Попросила она меня спуститься в дупло этого старого дуба.

Нашел я там много золота, серебра и меди, но старуха ведьма хотела получить из всех этих сокровищ лишь одну вещь. Что же это?

(Огниво. Сказка «Огниво» Г.-Х.Андерсена)

Молодцы, ребята. Получите и вы одно из сокровищ старого дуба - сказочную шкатулку и угадайте, что же там спрятано.

Солдат держит шкатулку, ведущий открывает, заглядывая.

Ведущий. Ребята, мы должны по описанию догадаться, что же лежит в шкатулке.

Солдат. В шкатулке спрятаны предметы, которые девочка принесла из леса зимой, чтобы угодить мачехе и её дочке.

Команда 1, что это, о какой сказке идет речь?

(Подснежники. С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев».)

Ведущий. Молодцы, догадались. А теперь очередь команды 2.

Солдат. Здесь находится вещь, которую мальчик украл у женщины, причесывавшей волосы на берегу реки. Что это, как называется сказка и кто её автор?

(Золотой гребень. Г.Тукай «Су анасы».)

Эх, и молодцы, же вы, ребятушки. Счастливого пути! Прощайте.

Ведущий. Вперед, ребята. Что нас ждет дальше?

Дети (смотрят на карту) : Охотничья тропа.

Звучит музыка, появляется мальчик, одетый в костюм барона Мюнхгаузена

Барон Мюнхгаузен. Я приветствую вас, господа путешественники. Рад видеть вас- смелых, умных и ловких. Ведь я и сам такой же. Неутомимый путешественник, отличный наездник, меткий стрелок. Недавно пришлось мне слетать в лагерь неприятеля на пушечном ядре. Не хотите ли испытать свою смелость и ловкость и тоже полетать на ядре?

Ведущий. Конечно, барон Мюнхгаузен. Я просто уверена, что более ловких и смелых ребят вы не встретите на всем свете.

Ребята, становитесь в ряд (по 3 человека) , каждый из вас должен пролететь на ядре до крепости, вернуться обратно и передать ядро следующему участнику эстафеты. Но помните, что ядро может взорваться и тогда участник выбывает из эстафеты.

Проводится эстафета «Ядро барона Мюнхгаузена».

Ядром служит воздушный шарик. Участник должен «оседлать» ядро, зажав его между колен и придерживая руками. В таком положении он проделывает путь до указанного места и обратно, передаёт ядро следующему участнику. Если шарик лопается («ядро взрывается») - участник эстафеты выбывает.

Барон Мюнхгаузен. Прекрасно исполнено, господа путешественники. Уверен, что вам будет сопутствовать удача. Позвольте мне проститься с вами, я отправляюсь на поиски оленя с вишневым деревом на голове. Он бродит где - то рядом.

Ведущий. Удачи вам, барон. Спасибо за добрые пожелания. Пора и нам в путь. А у нас впереди …

Дети (смотрят на карту) : Цветочный город.

Ведущий. Да, Цветочный город, что находится в самом центре Сказочного леса.

Звучит музыка, появляется мальчик, одетый в костюм Незнайки.

Незнайка. Ребята! Как же я рад вас видеть! Помогите мне, пожалуйста. Я перепутал все сказки. Опять меня коротышки дразнить будут.

Ведущий. Поможем?

Дети: Да!

Незнайка (раздает вопросы (карточки)). Прочитайте, пожалуйста, и назовите сказки, которые «перепутались» и ошибочно попали не на свое место.

Карточка для 1 команды:

• К морю лишь подходит он,

Вот и слышит будто стон…

Видно на море не тихо;

Смотрит- видит дело лихо:

Бьётся лебедь средь зыбей,

Коршун носится на ней,

Поперек его лежит

Чудо-юдо Рыба-кит.

(А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…», П.П. Ершов «Конек - горбунок».)

Карточка для 2 команды:

• «Эко диво! - все кричали.

Мы и слыхом не слыхали,

Чтобы льзя похорошеть!»

Царь велел себя раздеть,

И даёт такой указ:

«Запрещается от нас

В нашем царстве сеять лён,

Прясть, сучить, чтоб веретен

Духу не было в домах».

(П.П.Ершов «Конек- горбунок», В.А.Жуковский «Спящая царевна».)

Карточка для 1 команды:

• Говорят, царевна есть,

Что не можно глаз отвесть,

Днем свет божий затмевает,

На спине с двумя горбами,

Да с аршинными ушами.

(А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…», П.П. Ершов «Конек - горбунок».)

Карточка для 2 команды:

• Ей в приданое дано

Было зеркальце одно.

Свойство зеркальце имело:

Говорить оно умело:

«Ой вы, гости-господа,

Долго ль ездили? Куда?

Ладно ль за морем, иль худо?

И какое в свете чудо?

(А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»).

Спасибо, ребята. Выручили вы меня! Постараюсь не путать больше сказки. До свидания!

Ведущий. До свидания, Незнайка! Всего доброго! А мы продолжим свое путешествие

Звучит музыка.

Ведущий. Ой, ребята, посмотрите, какой густой лес. Мы не заблудились? Кто это?

Дети: Шурале.

Шурале (подбегает то к одному, то к другому участнику). Защекочу, захохочу! Берегитесь!

Ведущий. Не испугаются тебя ребята. Былтыр тебя обманул, и мы справимся

Шурале. Люблю я людей пугать, и мои сказочные друзья тоже, узнайте их, я вас отпущу. Кто напугал героев следующих сказок?

Ведущий. А ну-ка, Шурале, покажи свои вопросы. Я думаю, мы легко с ними справимся.

берет у Шурале карточки, озвучивает вопросы.

Карточка для 1 команды:

• Волки от испуга

Скушали друг друга,

Бедный крокодил

Жабу проглотил,

А слониха, вся дрожа

Так и села на ежа.

(Тараканище К .И. Чуковский «Тараканище».)

Карточка для 2 команды:

• Испугался бесенок -

И к деду.

Пошел рассказывать про такую победу.

Делать нечего -

Черти собрали оброк…

(Балда «Сказка о попе и работнике его Балде», А.С. Пушкин)

Шурале. Спасло вас знание сказок. В добрый путь.

Ведущий. Ребята, а куда нам идти дальше?

Дети (сверяются с картой) : На поляну чудес.

Звучит музыка, появляется девочка, одетая в костюм лисы Алисы.

Лиса Алиса. Какие чудесные ребята, какие славные. С удовольствием с вами поиграю. Приглашаю для игры по одной паре участников от каждой команды. Один участник пары будет лисой Алисой, а другой котом Базилио. А каким был кот Базилио?

Дети: Хромым.

Лиса Алиса. «Кот Базилио» должен на одной ноге проскакать до намеченного места, «Лиса Алиса» ему помогает. Кто первым прибежит, тот и победил.

Ведущий. Спасибо, лиса Алиса, за веселую игру.

Звучит музыка.

Ведущий. Ну что же, ребята, вот и заканчивается наше путешествие. Я думаю, мы достойно справились со всеми заданиями.

Раздается крик, появляется девочка, одетая в костюм маленькой разбойницы

Маленькая разбойница (обегает вокруг детей, кричит). Как хорошо, что вы здесь появились. Не пущу вас никуда! Будете со мной играть!

Ведущий. Маленькая разбойница, мы не можем задерживаться. Наше время истекает, а мы ещё не видели фею Мудрости

Маленькая разбойница. Ну поиграйте со мной! Пожалуйста! Мне так скучно. Правда, Кай и Герда навещают меня, но не очень часто.

Ведущий. Ребята, задержимся ненадолго?

Маленькая разбойница. У меня рассыпались и перепутались иллюстрации к сказкам. Давайте их соберем

Ведущий. Кто быстрее соберет и покажет, что у него получилось, тот и получит ещё одну звездочку.

Ребята соединяют разрезанные иллюстрации к сказкам

Маленькая разбойница. Спасибо ребята. Приходите ещё.

Звучит мотив песни «Маленькая страна», входит фея Мудрости.

Фея мудрости. Здравствуйте, дорогие ребята. Я наблюдала за вашими приключениями в волшебное зеркало и рада, что вы оказались такими знающими, смелыми, ловкими, веселыми, дружными. Я вижу это по вашим звездочкам

Ведущий. Посмотрите, Фея. У команды 1 - …. звездочек, у команды 2 - … .А вместе у них ….! Целый звездный дождь! Ребята очень постарались!

Фея мудрости. А за это я открою им свой секрет успеха.

В гостях вы были у друзей сердечных,

В чудесной сказке каждый побывал.

Мой юный друг!

Бери с собой в дорогу своих любимых сказочных друзей.

В заветный час они тебе помогут

Найти мечту и сделать жизнь светлей!

Ведущий. К сожалению, наше путешествие подошло к концу. Мне понравилось путешествовать с вами. Я рада, что вы оказались такими дружелюбными, веселыми, ловкими, а больше всего - тому, что вы так хорошо знаете сказки. Это значит, что вы любите читать. Я желаю вам на всю жизнь сохранить любовь к книге, потому что книги дарят нам свою мудрость, учат нас быть добрыми, верными, честными, находчивыми. Дружба с книгой поможет вам добиться новых успехов. Хочу закончить наше путешествие словами замечательного писателя К.Паустовского:

«Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли ни одной строчки, хоть одной странички из новой книги»

Рекламка

Вход на сайт