Поднять паруса

Интеллектуально-равлекательная игра для учащихся 7-9 классов, посвященная истории Российского флота

Ромашина Н.Ф., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 86 г.Волгограда

Рекомендуемый возраст: 7-9 класс

Все участники делятся на четыре команды-экипажа. В каждом экипаже есть капитан, боцман, лоцман, штурман, юнга, радист и кок.

На классной доске вывешивается экран, на котором представлены четыре парусных судна с опущенными пока парусами: крейсер «Отважный», фрегат «Богатырь», шхуна «Виктория», бригантина «Ласточка».

Виды судов и их названия пока закрыты.

В качестве оформления использованы иллюстрации из книги-игрушки Александра Беслика «Поднять паруса!» (Издательство «Малыш», М., 1985г.) Всё другое оформление, подготовленное заранее, демонстрируется по ходу игры.

Действующие лица

Ведущий 2

Ведущий 1

Ход мероприятия

Звучит песня А. Колкера «Только вперед!»

Ведущий 1.Дорогие друзья!

Ведущий 2.Уважаемые гости и зрители в зале!

Ведущий 1.Сегодня мы отправляемся в путешествие по дорогам знаний. Оно посвящается 300-летней истории Российского флота. Поэтому поплывём мы с вами по морям и океанам, посетим разные страны и континенты, встретим разных людей, прославивших наш Российский флот и сделавших очень много для его становления и развития.

Ведущий 2.В каждом экипаже 7 человек: капитан, боцман, лоцман, штурман, юнга, радист, кок. Перед вами экран, на котором вы видите этапы нашего путешествия. Но у парусников, на которых вы отправитесь в путь, нет названий. Одной из традиций Российского флота было давать названия громкие, яркие, осмысленные. Итак, первый конкурс.

Ведущий 1.Наш 1 конкурс «Имя на борт!» Предлагаем экипажам конверты, где находятся бумажные квадратики с буквами, из которых надо собрать вид парусника и его название: крейсер «Отважный», фрегат «Богатырь», шхуна «Виктория», бригантина «Ласточка».

Команды выполняют это задание под песню Ю. Антонова «Белый пароход».

Ведущий 2.Пока команды выполняют задание первого конкурса, я представляю вам тем временем жюри - «комиссию Министерства Морского Флота»

Представление жюри.

По окончании конкурса на флагштоках на разную высоту поднимаются паруса, в зависимости от быстроты выполнения задания.

Ведущий 1.Итак, определены названия парусных судов, и мы можем продолжить наше путешествие. На любом судне, отправляющемся в морской поход, есть человек, который по должности является начальником палубной команды, а по званию он боцман.

Ведущий 2.Я приглашаю на сцену боцманов. Боцман должен быть умелым организатором матросов, для этого он всегда там, где его помощь нужнее всего. У него быстрая реакция и наблюдательность. Вам, уважаемые боцманы, предстоит побороться за своё место на корабле. Начинаем 2 конкурс. «Займи своё место на корабле».

Под весёлую музыку боцманы совершают бег по кругу вокруг стульев, которых раз за разом на один меньше участников. Победителем становится тот боцман, который сумеет быстрее своего соперника сесть на последний стул.

Жюри объявляет результаты конкурса

Ведущий 1.Тяжёлое дело - швартовка, отплытие, причаливание и многое другое, что связано с канатом. Вам предстоит, уважаемые боцманы, постараться «пришвартовать» своё судно к берегу как можно быстрее. Для этого вы участвуете в конкурсе в паре с другим  боцманом. Вам даются атласные ленты длиной 4м, на конце которых находятся деревянные палочки, вот к ним и надо как можно быстрее «пришвартовать» своё судно, то есть дойти, наматывая ленту на палочку, до её середины.

3 конкурс. «Швартовка» проводится под песню О. Газманова «Морячка»

Ведущий 2. Спасибо, боцманы. Вы достойно занимаете свои места на борту своего корабля, а мы предлагаем задание для всех экипажей сразу.

Ведущий 1.Наш 4 конкурс. «По морям, по волнам». Кольцовка художественных произведений о море (фильмы, мультфильмы, книги и т.д.)

Проводится конкурс, жюри объявляет результаты

Ведущий 2.Я приглашаю лоцманов принять участие в дальнейшем путешествии. Лоцманы - это специалисты по проводке судов. Они обязаны хорошо знать фарватер - безопасный проход по водному пространству. На пути морского судна могут возникнуть преграды, поэтому лоцман должен хорошо знать виды таких возможных преград.

Ведущий 1.В руках каждого из вас карточки с цифрами. Я читаю вам описание одного из природных материалов, представленных здесь на столе, вы должны поднять тот номер, которому соответствует цифра, указывающая этот природный материал. Вы можете предварительно потрогать, пощупать, понюхать, внимательно разглядеть каждый из выставленных образцов.

Проводится 5 конкурс «Камень преткновения».

Гранит - буквально это слово переводится с итальянского языка как зернистый. Это наиболее распространённая в земной коре горная порода, хороший строительный материал.

Мрамор - это слово греческого происхождения, обозначает блестящий камень. Он разнообразен по окраске, нередко бывает с красивым узором, хорошо принимает полировку. Это декоративный и поделочный камень.

Окаменевшее дерево - это полезное ископаемое образовалось в результате долгих процессов, произошедших в земной коре под воздействием температуры, гниения, отвердевания

Ведущий 2.Наш 6 конкурс мы назвали «Подводные камни». Предлагаем лоцманам с завязанными глазами собрать с пола как можно больше различных предметов - «подводных камней» -  и благополучно провести своё судно по фарватеру.

Задание выполняется по песню Ю. Антонова

«Море, море - мир бездонный»

Ведущий 1.7 конкурс «Четвёртое лишнее». Я зачитаю для каждого лоцмана четыре слова, одно из которых никакого отношения к флоту не имеет. Лоцману надо очень быстро назвать это слово. Времени на раздумья нет. В случае задержки ответа право назвать лишнее слово предоставляется другому лоцману.

• Тельняшка, (мольберт), бушлат, акваланг.

• Борт, каравелла, (стамеска), камбуз.

• Швартовка, лоцман, фарватер, (долото).

• Каюта, боцман, палуба, (комната).

• (Акварель), навигация, матрос, причаливание.

• Якорь, морская карта, бескозырка, (диафильм).

• Трап, пристань, лоцман, (олимпиада).

• Полундра, моряк, (виолончель), прибой.

• Кок, парус, бриг, (машина).

• Шкипер, мачта, маяк, (школа).

• Компас, (одеяло), бригантина, штурман.

• (Подушка), спасательный круг, штурвал, вахта.

Жюри подсчитывает правильные ответы лоцманов.

Ведущий 1.Спасибо, уважаемые лоцманы. Вы помогли поднять паруса своих кораблей на следующую высоту, и теперь наше путешествие будет ещё более увлекательным

Ведущий 2.Я приглашаю вступить в соревнование штурманов. Наш 8 конкурс «Имя на карте».

Предлагаю штурманам назвать поочерёдно названия всех морей и океанов, которые они отыщут на карте мира,  вывешенной на сцене. Отметьте моря и океаны своими значками (кружками разного цвета), у кого будет больше, тот и выиграет конкурс

Проводится конкурс. Жюри подсчитывает, кто из штурманов оставил на карте большее количество своих значков.

Ведущий 1.И 9 конкурс, который называется «Север, юг, восток и запад» тоже для штурманов. Им предлагается  взять в руки компас и по команде ведущего встать лицом на север, юг, восток и запад

Ведущий командует, штурманы поворачиваются в соответствии с компасом.

Жюри отмечает ошибки и подсчитывает баллы, завоеванные штурманами для своих команд по итогам двух конкурсов.

Ведущий 2.А сейчас, дорогие путешественники, я приглашаю на сцену самых молодых членов экипажей. Это юнги. У них ещё всё впереди. Они мечтают о дальних морских походах, красивых и богатых странах, рисуют в своём воображении прекрасные парусники. Вот и я предлагаю вам, уважаемые юнги, нарисовать свой парусник… Но!...С закрытыми глазами!

10 конкурс «Белеет мой парус, такой одинокий». проводится под песню из к/ф «Двенадцать стульев» в исполнении А. Миронова

Ведущий 1.Нет на корабле второстепенного члена экипажа. Все нужны и все важны. Но вот без кока и представить себе морское путешествие невозможно. Мы предложили кокам выполнить своё задание заранее. Они приготовили для своих экипажей вкусные блюда (это могут быть салаты, бутерброды и т.д.). И мы сейчас посмотрим, чей кок постарался лучше других. По моей команде экипаж начнёт «уничтожать» съестные запасы. Кто сделает это первым, тот победит - их кок постарался на славу!

Конкурс проводится под музыку песни «На теплоходе музыка играет»

Ведущий 2.Спасибо, экипажи. Спасибо, наши коки. Без вас мы бы умерли с голоду и не доплыли до конечной цели нашего путешествия. Но что это?

Ведущий прислушивается.

Ведущий 2.Слышу какие-то радиосигналы. Вот… несут радиограммы.

На сцену выносятся листы с радиограммами.

Ведущий 2 (внимательно рассматривает радиограммы). Но мне трудно понять, от кого они. Поэтому приглашаю на сцену радистов. Вам предлагается отгадать по содержанию радиограммы автора и назвать его.

11 конкурс. «Загадочные телеграммы».

1. «Помогите! На помощь! От названия моего корабля отвалились две буквы, осталось то, в чём всегда познаётся настоящий друг».

(Капитан Врунгель. «По-беда»)

2. «Приветствую всех участников морского путешествия и рад обратиться к вам, дорогие друзья, с далёкого острова вместе со своим другом Пятницей». (Робинзон Крузо)

3. «Дорогие друзья! Ждите встречи со мной. Вместе с прекрасной и всегда юной Ассоль я приплыву к вам на алых парусах мечты и счастья».

(Артур Грей)

4. «Я по-прежнему живу в своей любимой деревне с друзьями, которых пою молоком, потому что мы вместе нашли клад и купили корову, один из нас занимается фотоохотой, а веду хозяйство и жду в гости следующим летом дядю Фёдора».

(Кот Матроскин)

5. «Дорогие юные друзья! Посылаю вам сердечный привет из далёкой и удивительной страны, где живут маленькие человечки. Я попал к ним во время кораблекрушения и стал у них жить, пока мне не удалось спастись». (Гулливер)

6. «О, мои юные отроки! Посылаю вам  морской привет из кувшина, в котором я находился несколько сотен лет, пока не помог мне мой спаситель Волька».

(Старик Хоттабыч)

7. «Как приятно мне выполнить любое  ваше желание, дорогие ребята! Я устала от капризов сварливой старухи, которая велела сделать её владычицей морскою и осталась у разбитого корыта, а я уплыла в синее море».

(Золотая рыбка)

8. «Дорогие ребята. Как наивен был я, когда выходил из моря на сушу. Думал, что все люди добры и благодарны, лучше бы мне навсегда остаться морским дьяволом, но я полюбил красивую девушку Гуттиэре, меня обманули, и вот теперь я навсегда поселился в море».

(Ихтиандр, человек-амфибия)

Звучит песня «Нам бы, нам бы, нам бы всем на дно…»

из к/ф «Человек-амфибия»

Ведущий 1.Спасибо, уважаемые радисты. Вы успешно справились с заданием, и все наши любимые литературные герои будут спасены. А мы продолжаем наше путешествие.

Звучит песня об отважном капитане И.О. Дунаевского

из к/ф «Дети капитана Гранта»

Ведущий 1.Настало время постоять за свой экипаж капитану. Он самый главный на корабле. От его ума, смекалки, находчивости зависит слаженная и умелая работа всего экипажа. Им предстоит сейчас не одно трудное испытание. Итак…

Ведущий 2.12 конкурс. «Капитаны, капитаны…». Предлагаю сначала ответить на вопросы викторины-разминки.

1. Как звали пятнадцатилетнего капитана?

(Дик Сенд)

2. За чем отправился красавец Ясон на корабле «Арго»?

(За золотым руном)

3. Как называются несколько кораблей, вышедшие в море?

( эскадра)

4. Назовите крейсер, сигнал которого возвестил о начале Октябрьского штурма 1917 года.

(«Аврора»)

5. Назовите имя и фамилию писателя, рассказавшего нам о капитане Немо. (Жюль Верн)

6. Кто является основателем Российского флота?

(Пётр I )

7. Суворовские училища носят имя великого русского полководца А.В. Суворова. А какие училища носят имя прославленного флотоводца? (Нахимов - нахимовские)

8. Что нужно бросить, чтобы остановить судно?

(Якорь)

Ведущий 1.Спасибо, уважаемые капитаны. Эти вопросы оказались для вас легким исполнением команды ведущего. Но ведь чаще всего именно капитан отдаёт команды и требует их неукоснительного исполнения. Я предлагаю вам поочередно перечислить все команды, которые существуют на корабле. Наш 13 конкурс. «Слушай мою команду!»

Капитаны перечисляют существующие команды:

Например:

• Поднять паруса!

• Свистать всех наверх!

• Шлюпки на воду!

• Отдать швартовы!

• Лево руля!

• Право руля!

• Полный вперед!

• Полный назад!

• Стоп, машины!

• Отставить!

• Приступить к выполнению!

• Спустить паруса!

Ведущий 2.И, наконец, последнее задание капитанам - 14 конкурс. «Попутного ветра!»

Перед вами портреты знаменитых русских путешественников, каждый из которых внёс неоценимый вклад в историю географических открытий и развитие Российского флота. Каждый из портретов имеет свой номер. Карточки с номерами у вас в руках. Я буду читать текст о заслугах каждого из них, вы поднимаете карточку с номером, на ваш взгляд, правильного ответа. Если капитан не знает ответа, он может обратиться за помощью к своей команде, но при этом в случае правильного ответа он получит только половину баллов.

1. Летом  1819 года из Кронштадта в дальнее плавание ушли два шлюпа - «Восток» и «Мирный». Преодолев огромное расстояние, русские корабли вошли в холодные антарктические воды. Всё чаще встречались на их пути айсберги. Плавание становилось опасным. Но отважные капитаны вели корабли к цели. И вот мореплаватели увидели берег. Шестая часть света  - Антарктида была открыта. Это совершили русские моряки. Теперь именами великих мореплавателей названы моря.

(Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев)

2. Этот великий русский землепроходец в 1648 году вместе с Поповым проплыл из устья Колымы в Тихий океан, обогнул Чукотский полуостров, открыв пролив между Азией и Америкой.

(С.И. Дежнёв)

3. Русский путешественник, исследователь Камчатки, академик Петербургской Академии Наук. Участник 2-й камчатской экспедиции. Составил первое «Описание земли Камчатки».

(С.П. Крашенинников)

4. Русский гидрограф, полярный исследователь. В 1912 году организовал экспедицию к Северному полюсу на судне «Святой Фока». Зимовал на Новой земле и Земле Франца-Иосифа. Пытался достигнуть полюса на собачьих упряжках.

(Г.Я. Седов)

5. Кто из представленных на этих портретах путешественников был участником 1-ого русского кругосветного путешествия?

(Беллинсгаузен)

6. Его именем назван мыс на северо-восточной оконечности материка Евразия на Чукотском полуострове.

(Дежнёв)

7. Его именем назван российский ледокольный пароход, который участвовал в первой советской арктической экспедиции к устьям рек Обь и Енисей, в экспедиции по исследованию Карского моря, 15 членов его экипажа удостоены звания Героя Советского Союза.

(Георгий Седов)

8. 4 июня 1741 года два русских корабля отправились в плавание по Тихому океану. Им было поручено найти морской путь из Камчатки в Америку. Путешествие было тяжёлым. На обратном пути капитан тяжело заболел и умер. У неизвестного острова в шторм корабль выбросило на берег. На этом острове матросы похоронили своего командора. Теперь остров, море и пролив между Азией и Америкой носят имя отважного мореплавателя.

(Витус Беринг)

Ведущий 1.Спасибо капитанам, ваши знания заслуживают уважения

Ведущий 2.Вот и закончилось наше путешествие. Просим жюри назвать победителя нашей сегодняшней игры.

Объявление результатов. Награждение победителей