kantrium.com | MySuomi.com | vivaspb.com | finntalk.com
Вечер русской духовной поэзии

Когда душа с душою говорит...

Вступление

Проведение такого вечера обусловлено возросшим за последние годы интересом наших людей к познанию своего внутреннего мира, их стремлением к приобретению духовного и психо­логического опыта, позволяющего проникнуть в глубину внутреннего «Я», найти ту невидимую нить, что связывает мир человека с миром Природы, Космоса.

Содержание вечера ограничено рамками русской духовной поэзии. Проводить его рекомендуем с однородной аудиторией: это могут быть как люди верующие, так и проявляющие интерес к поиску своего духовного пути. Полезно будет проведение данного мероприятия для группы старшеклассников как дополнение к учебной программе.

В помещении, где будет проводиться вечер, создайте обстановку тепла и уюта, включите негромко музыку, выставите для обозрения репродукции икон знаменитых мастеров, зажгите свечи. Неплохо бы оформить специальную книжную выставку под названием «Весь мир - Божественных даров святая чаша», где собраны книги духовной тематики.

Эффект от проведения вечера может быть усилен, если его приурочить к одному из христианских праздников.

Сценарий вечера

Звучит песня Булата Окуджавы «Молитва»

Пока земля еще вертится,

Пока еще ярок свет,

Господи, дай же ты каждому,

Чего у него нет:

Умному дай голову,

Трусливому дай коня,

Дай счастливому денег...

И не забудь про меня.

Пока Земля еще вертится, -

Господи, твоя власть!

Дай рвущемуся к власти

Навластвоваться всласть.

Дай передышку щедрому,

Хоть до исхода дня,

Каину дай раскаянье...

И не забудь про меня!

Я знаю, ты все умеешь,

Я верую в мудрость твою,

Как верит солдат убитый,

Что он проживает в раю,

Как верит каждое ухо

Тихим речам твоим,

Как веруем и мы сами,

Не ведая, что творим.

Господи, мой Боже,

Зеленоглазый мой,

Пока Земля еще вертится

И это ей странно самой,

Пока ей еще хватает

Времени и огня,

Дай же ты всем понемногу,

И не забудь про меня!

1-й ВЕДУЩИЙ.

...Не тем, Господь, могуч, непостижим

Ты пред моим мятущимся сознаньем,

Что в звездный день Твой светлый серафим

Громадный шар зажег над Мирозданьем...

Нет, Ты могуч и мне непостижим

Тем, что я сам, бессильный и мгновенный,

Несу в груди, как оный серафим,

Огонь сильней и ярче всей Вселенной.

(А. Фет)

2-й ВЕДУЩИЙ. Духовные стихи - один из своеобразнейших жанров народной поэзии - практически не известны современному читателю и слушателю, т. к. долгое время они не издавались в нашей стране. Но вот в 1991 г. в московских издательствах появилось два небольших сборника русских духовных стихов - «Стихи духовные» и «Голубиная книга».

Вероятнее всего, пение духовных стихов могло зародиться в среде первых паломников - калик.

...Ты премудры царь Давид Евсеевич!

Подыми ты Книгу Голубиную,

Подыми книгу распечатывай.

От чего зачался наш белый свет?

От чего зачался и светел месяц?

От чего зачалася заря утрення?

От чего зачалася и вечерняя?

От чего зачалася темная ночь?

От чего зачалися часты звезды?..

...Аи белый свет — от лица Божья,

Со(л)нцо праведно - от очей его,

Светел месяц - от темечка,

Темная ночь - от затылочка,

Заря утрення и вечерняя - от бровей Божьих,

Часты звезды - от кудрей Божьих!

Многие из «первообразов» древних духовных стихов наверняка не сохранились. Традиция отбирала и шлифовала лишь то, что в любых условиях жизни отвечало не всегда осознаваемой потребности в вечных ценностях..

Основой для духовных стихов послужили немногие из канонических христианских книг (в частности, Ветхий и Новый Заветы, отдельные Жития, и др.), но главным образом - широкий круг апокрифов: легенды, сказания и жития святых, не признанные церковью. Духовные стихи не отражают всех проявлений народной религиозности; однако они стали самым высоким воплощением в слове народной Веры.

1-й ВЕДУЩИЙ. Среди первых духовных стихов особое место занимает «Голубиная книга» - «перл русской христианско-мифологической былины». Она не содержит обычного для эпических стихов сюжетного повествования и целиком посвящена вопросам и ответам, посредством которых раскрывается величественная книга данного Богом мира. В книге сплелись христианские и языческие представления человека средневековой Руси.

Среди духовных стихов особо выделяются посвященные Христу и Богоматери как символам Веры. Стихам о Богородице приписывались целебные и спасительные свойства, текст их зашивали в ладанку и вешали на шею уходящим на войну, читали как молитву-заговор над больными, брали с собой в дорогу для предотвращения опасной встречи с «лихим человеком» и т. п.

2-й ВЕДУЩИЙ. А знаете ли вы, когда на земле прозвучала первая молитва, кто ее произнес и к кому она была обращена? Первое дыхание пробудившейся жизни и было первым звуком вечной неустанной молитвы, благодарственного гимна творения своему Творцу. Уже в древности люди установили специальные молитвенные формулы, которые восходили к еще более древним заговорам и заклинаниям, призванным воздействовать на сверхъестественные силы. Русский народ хранит много поэтических молитв.

1 -и ВЕДУЩИЙ. В древние времена, встав до восхода солнца, человек тотчас молился Богу, испрашивая его помощи на все добрые дела. В «Голубиной книге» есть стихотво­рение «Молитва об урожае», в которой труженик-крестьянин просит Господа зародить «всякого зернова плоду небеснова роду», спасти от жары да суши, от грозной тучи и побоя градом.

Отрывок из другого стихотворения — «Александр Невский» — содержит просьбу к Всевышнему не только о личном благополучии, но и о счастье всего народа русского:

Ты создай нам, Боже,

Житье мирное, любовное:

Отжени ты от нас

Врагов пагубных,

Ты посей на нашу Русь

Счастье многое!

Стремление духа человеческого к единению и слиянию со всем Высшим наблюдается всегда, во все времена, у всех народов, на всех ступенях развития.

2-й ВЕДУЩИЙ:

Господи, дай мне с душевным спокойствием

встретить все, что принесет мне наступающий день.

Дай мне всецело предаться воле Твоей святой.

На всякий час сегодня во всем наставь и поддержи меня..

Какие бы я ни получил известия в течение дня,

научи меня принять их со спокойной душой

и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя.

Во всех словах и делах моих

руководи моими мыслями и чувствами.

Во всех непредвиденных случаях

не дай мне забыть, что все ниспослано Тобой.

Научи меня прямо и разумно

действовать с каждым членом семьи моей,

никого не смущая и не огорчая.

Господи, дай мне силу перенести

утомление наступающего дня

и все события в течение дня.

Руководи моею волею и научи меня молиться,

верить, надеяться, терпеть, прощать и любить.

Аминь.

- Так молились старцы Оптиной пустыни.

1-й ВЕДУЩИЙ. «Молитва вообще есть возношение ума и сердца к Богу, являемое благоговейным словом человека к Богу», - такое определение молитве дано в «Библейской энциклопедии».

Существуют молитвы разные: есть обширные и есть краткие, как вздох, покаянные и благодарственные, и безмолвные молитвы есть, есть и лечебные, способные увеличить биоэнергетику человека. В христианском молитвослове - более ста молитв: утренние и вечерние, перед началом и после окончания любого дела, при вселении в новый дом, перед дорогой и прочие.

Для любого события в жизни предусмотрена молитва. Однако в центре христианского мира навсегда осталась Господня молитва, та, что дал Иисус Христос своим ученикам, ядро вероучения - «Отче наш» (Мф. VI, 9-13):

«...Молитесь же так:

Отче наш, сущий на небесах!

да святится имя Твое;

да приидет Царствие Твое;

да будет воля Твоя и на земле, как на небе;

хлеб наш насущный дай нам на сей день;

и прости нам долги наши, как и мы

прощаем должникам нашим;

и не введя нас в искушение,

но избавь нас от лукавого.

Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки.

Аминь».

В этих строчках евангельского текста заложены нравственные основы жизни последующих поколений.

...Молитва - исцеление от грусти,

И будь мохнат и страшен в жизни сумрак,

В нем «Отче наш» затеплит сразу свечи.

Древа, фиалки, ландыш, это - свечи,

Они поют «Воистину воскресе!»

(К. Бальмонт. «Церковь». 1930 г.)

Звучит молитва «Отче наш» в исп. Ирины Архиповой.

2-й ВЕДУЩИЙ. О молитве написано много. Кажется, нет такого поэта, который не сложил бы о молитве несколько благоговейных строк. Давайте вместе полистаем страницы творчества талантливых русских поэтов. К своему немалому удивлению, вы обнаружите у многих известных поэтов стихотворение с одним и тем же названием - «Молитва». Это Михаил Лермонтов, Николай Языков, Евгений Баратынский, Аполлон Григорьев, Владимир Венедиктов, Марина Цветаева, Валерий Брюсов, Николай Гумилев, Максимилиан Волошин и многие другие.

Что объединяет поэтов, принадлежащих к разным эпохам и поколениям? Наверное, главное - Вера и интенсивная яркая жизнь Души. То, что сказала Марина Цветаева по отношению к себе, мог бы повторить каждый из них: «Вся моя жизнь — роман с собственной Душой».

А сейчас послушайте, как русские поэты умели выразить молитвенное настроение своей Души в поэтических строках и насколько их стихи созвучны и тождественны текстам христианских молитв.

1-й ВЕДУЩИЙ. Как высший источник поэзии для всех народов, а стало быть, и как источник духовной жизни вообще понимал религию А.С. Пушкин. В минуты просветления Духа в поэте пробуждалась жажда совершенствования и он восклицал:

Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,

Да брат мой от меня не примет осужденья,

И дух смирения, терпения, любви

И целомудрия мне в сердце оживи.

(А. Пушкин. Великопостная молитва)

А знаете ли вы, что послужило толчком к созданию этих строк? Молитва святого Ефрема Сирина, которая была популярна не только среди верующих, но и среди интеллектуалов:

«Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».

Поразительно сходство приводимых текстов: смысловая нагрузка почти дословно совпадает.

2-й ВЕДУЩИЙ. Безграничная Вера звучит в каждой строчке стихотворения другого русского поэта - Дмитрия Мережковского:

Везде я чувствую, везде

Тебя, Господь,- в ночной тиши,

И в отдаленнейшей звезде,

И в глубине моей души.

...Пока живу - Тебе, молюсь.

Тебя люблю, дышу Тобой,

Когда умру - с Тобой сольюсь,

Как звезды с утренней зарей.

(Д. Мережковский. Бог)

Мгновения переполняющего, человека ощущения Благодарения и Великой Радости, а равно и неотступной боли и страдания - наиболее подходящая ситуация для молитвы.

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть:.

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко –

И верится, и плачется,

И так легко, легко...

(М. Лермонтов. Молитва)

1-й ВЕДУЩИЙ. Согрешив, человек просит у Бога прощения, кается. Так, среди христиан распространена Иисусова молитва: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». У русского народа существовал поэтический старинный обряд прощания с землей перед исповедью. Он сопровождался чтением покаянных молитв, обращенных к Иисусу Христу, Матери Богородице, «матушке земле», «хрещеному люду», всему «вольному свету».

У многих поэтов найдутся строки истинного раскаяния. Вот как передает это чувство Аполлон Григорьев в стихотворении «Молитва»:

О Боже, о Боже, хоть луч благодати Твоей,

Хоть искрой любви освети мою душу больную;

Как в бездне заглохшей, на дне все

волнуется в ней,

Остатки мучительных, жадных,

палящих страстей...

Отец, я безумно, я страшно, я смертно тоскую!..

Покаянная молитва, как правило, предваряла молитву-прошение. «Господи, помоги!» - разве не произносят уста в трудную минуту жизни? Разве душа не жаждет верить, что мольба будет услышана?

Вот как звучит молитва ко Пресвятой Троице, которую христиане относят к утренним молитвам:

Пресвятая Троице, помилуй нас;

Господи, очисти грехи наша;

Владыко, прости беззакония наша;

Святый, посети и исцели немощи наша,

имене Твоего ради.

Великий ученый М. В. Ломоносов, отец русской поэзии, нередко обращался в стихах к религиозной тематике. Так, в одном из своих стихотворений-псалмов он взывает к Богу с молитвой:

Меня в сей жизни не отдай

Душам людей безбожных,

Твоей десницей покрывай

От клеветаний ложных.

2-й ВЕДУЩИЙ. Среди многочисленных молитв-прошений можно выделить молитвы-заступничества: о болящих, о путешествующих, о ненавидящих и обидящих нас и т.п.

В духовной поэзии примером подобной молитвы-прошения может служить стихотворение М: Лермонтова «Молитва». В нем автор, обращаясь к Богоматери, молит о защите «девы невинной», прообразом которой, как считают литературоведы, была возлюбленная поэта Варенька Лопухина.

Я, Матерь Божия, ныне с молитвою

Пред твоим образом, ярким сиянием,

Не о спасении, не перед битвою,

Не с благодарностью иль покаянием,

Не за свою молю душу пустынную,

За душу странника в свете безродного;

Но я вручить хочу деву невинную

Теплой заступнице мира холодного.

Окружи счастием душу достойную;

Дай ей сопутников, полных внимания,

Молодость светлую, старость покойную,

Сердцу незлобному мир упования.

Срок ли приблизится часу прощальному

В утро ли шумное, в ночь ли безгласную -

Ты восприять пошли к ложу печальному

Лучшего ангела душу прекрасную.

1-й ВЕДУЩИЙ. Духовный опыт человечества,- писал священник Александр Мень в книге «Истоки религии»,- свидетельствует о том, что Бог может быть близок душе самым глубинным, интимнейшим образом. Следовательно, не существует пропасти между ним и нами. Разве не ощущается в минуты внутреннего озарения Его незримое присутствие во всей природе: в дыхании лесов, в распускающемся цветке, в таинственной жизни земли и неба?..

И Ты открылся мне: Ты - мир,

Ты - все. Ты - небо и вода,

Ты - голос бури, Ты - эфир,

Ты - мысль поэта, Ты - звезда...

А. Мень

Однажды А. Мень сказал кому-то в березовой роще: «Люблю молиться в лесу». Значит, ощущал мир как храм. Это не противоречит христианской духовности. Это близко пастернаковскому:

Как будто внутренность собора -

Простор земли, и чрез окно

Далекий отголосок хора

Мне слышать иногда дано.

Природа, мир, тайник Вселенной,

Я службу долгую твою,

Объятый дрожью сокровенной,

В слезах от счастья, отстою!

Идет показ слайдов с видами природы, звучат в записи голоса птиц.

У выдающегося церковного писателя начала X века Иоанна Экзарха Болгарского в книге «Шестодневы» есть такие слова: «Когда слышим, как певчие птицы поют всякими голосами прекрасные песни, соловьиные трели, голоса дроздов и соек, иволг и дятлов, кузнечиков и цикад, ласточек и жаворонков, и иных птиц, а они бесчисленны,- тогда мы, умиляясь, славим Творца».

У каждого человека свое устремление к Господу Богу, свои просьбы, свои раскаяния, свои благодарения. Сколько человек, столько и молитв. Но молитвой благодарения - «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь»,- как правило, начинается и завершается любая христианская молитва. Славя Творца, человек славит и его творение - природу, и природа в едином радостном порыве поет вечную песнь -Гимн Жизни!

ЧТЕЦ:

Дивным узором цветы расцвели,

Господи, Слава Тебе!

Благоухает дыханье земли,

Господи, Слава Тебе!

Неугасимые зори горят,

Господи, Слава Тебе!

Коростели за рекою кричат,

Господи, Слава Тебе!

... Птицы поют в тайниках своих гнезд,

Господи, Слава Тебе!

Вечность сияет в сиянии звезд,

Господи, Слава Тебе!

(А. Солодовников. Христос Воскресе)

2-й ВЕДУЩИЙ. Каждая христианская молитва имеет несколько назначений: обращение человека к Богу, преображение природы человека, соборное единение человека с человеком в Духе.

Наставление митрополита Сурожского Антония (А.Б. Блума):

«...Мы должны открыть ту настоящую личность, которой мы являемся, личность тайную, чтобы прийти к основе личности и к той единственной вечной реальности, которая уже в нас есть».

Сколько тревоги и суеты в каждом человеке! И порой кажется, что одна только молитва способна умиротворить и умудрить нас.

Звучит духовная музыка.

1-й ВЕДУЩИЙ. Сам собой возникает естественный вопрос: «Как научиться молитве? Как, через чистую умную молитву человек может постигнуть великие тайны духа?» Вот какие наставления оставил молящимся святой Симеон Новый Богослов: «Сядь безмолвно в месте уединенном... Отвлеки свой ум от всякой временной и суетной вещи... Склонись к груди головою своею и таким образом стой вниманием внутри себя самого (ни в голове, а в сердце), возвращая туда и ум свой и чувственные очи свои и приудерживая несколько дыхание свое... Если будешь продолжать это дело внимания непрестанно день и ночь, обретешь некую непрестанную радость».

Подобные же наставления мы найдем и в Евангелии от Матфея (гл. VI, ст. 6-8): «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец наш, в чем вы имеете нужду, прежде нашего прошения у Него».

2-й ВЕДУЩИЙ. Тихой радостью, сопровождающей молитву, душевным покоем наполнены строки стихотворения Сергея Есенина:

Задымился вечер, дремлет кот на брусе.

Кто-то помолился: «Господи Исусе».

Полыхают зори, курятся туманы,

Над резным окошком занавес багряный.

Вьются паутины с золотой повети,

Где-то мышь скребется в затворенной клети...

У лесной поляны - в свяслах копны хлеба,

Ели, словно копья, уперлися в небо.

Закадили дымом под росою рощи...

В сердце почивают тишина и мощи.

1-й ВЕДУЩИЙ. Не надо думать, что молитва - простая формулировка соответствующих пожеланий и просьб к Богу. Часто она характеризуется не только поэтичностью слога, но прежде всего несомненной философской глубиной мысли, что и оказывает большое психологическое воздействие.

Послушайте напутствие поэта XIX века Владимира Бенедиктова «К новому поколению», которое для молодежи того времени стало как бы сводом нравственных правил жизни.

ЧТЕЦ.

...Молитесь! - Ваша жизнь да будет

с мраком битва!

Пусть будет истины светильником она!

Слышней молитесь! Жизнь -

единая молитва,

Которая слышна.

Молитесь же - с борьбой

с гасильниками света,

Борьбой с невежеством и с каждым

злом земным!

Пред вами - добрый царь:

хвала и многи лета!

Молитесь вместе с ним!

Служите Господу -

не аскетизма скукой.

Не фарисейства тьмой,

не бабьим ханжеством,

Но - делом жизненным,

искусством и наукой,

И правды торжеством!

2-й ВЕДУЩИЙ. Возможна ли в наши дни религиозная поэзия? Вопроса этого современная критика почти не касалась. Вопрос о сегодняшней религиозной поэзии «завязан» на проблеме современного религиозного сознания.

В критические минуты жизни у современного человека возникает потребность в молитве. А молитва не может быть обращена к некой холодной философской абстракции - ее направленность к Живому Личному Богу. Отказываясь от «образа Бога», современное религиозное сознание видит его не в храме, а за стенами храма, в глубине жизни. Сознание это мистично и потому нуждается в необычном языке, отличном от того языка, на котором

изъясняется рядовой верующий человек. И таким языком чаще всего оказывается язык поэзии.

1-й ВЕДУЩИЙ. Пожалуй, первым из русских поэтов XX века, сумевших выразить этот «прорыв» в поэзии, был Борис Пастернак. Имеются в виду написанные в 40-е - начале 50-х годов «Стихотворения Юрия Живаго», «Магдалина», «Рождественская звезда». Христос для Пастернака - это Бог, отказавшийся от своей Божественности, подверженный таким же переживаниям и сомнениям, что и обычный человек.

Вторит ему и нобелевский лауреат Иосиф Бродский в стихотворениях «Рождественская звезда», «Разговор с Небожителем», в поэме «Исаак и Авраам». Поэт никого не упрекает, не жалуется на судьбу, более того - он благодарен Небожителю за испытания, поскольку боль входит в мировой порядок и человек должен ее перенести, если она не чрезмерна:

Не возоплю: «Почто меня оставил?!»

Не превращу себя в благую весть!

Поскольку боль - не нарушенье правил.

Страданье есть способность тел

И человек есть испытатель боли.

Но то ли свой ему неведом,

то ль ее предел.

2-й ВЕДУЩИЙ. Традиция писания религиозных стихов духовными лицами в русской поэзии не нова. Не углубляясь в далекое прошлое, назовем некоторые имена таких поэтов нашего века: это отец Иоанн Шаховский, отец Варсонофий (Павел Иванович Плиханков), издавший свои стихи под псевдонимом Странник, Мать Мария (Елизавета Юрьевна Кузьмина-Караваева), отец Роман (Александр Иванович Матюшин).

Восприятие их стихов требует определенного уровня культуры, обязательного знакомства с Законом Божьим, т. к. многие сюжеты произведений целиком заимствованы из апокрифов, книг Ветхого и Нового Завета. К тому же поэт, возвращающий слову древнее, первоначальное значение, широко использует в стихах церковно- славянские обороты, порою включает в сои произведения отрывки из псалмов, молитв и т.п.

ЧТЕЦ.

Блажен, кто крест здесь понесет в терпенья:

Он обновится весь и сердцем, и умом;

Его все думы будут об одном -

Стяжать за гробом вечное спасенье.

И всей душой возлюбит он Христа,

И радостью исполнятся его и сердце, и уста,.

И он постигнет, полный изумленья,

Что есть иные, высшие стремленья,

Иная есть любовь, иная красота;

Что жизнь духовная есть область идеала,

И бытия иного - вечного - начало,

Есть первый его звук, начальная черта...

2-й ВЕДУЩИЙ. Эти строки принадлежат подвижнику знаменитой Свято-Введенской Оптиной пустыни отцу Варсонофию.

1-й ВЕДУЩИЙ. «Путь к Богу лежит через любовь к человеку, и другого пути нет...» - говорила поэтесса монахиня Мария, автор двух дореволюционных поэтических сборников - «Скифские черепки» и «Руфь». Религиозная символика встречается уже в ранних ее произведениях. Она выполняет здесь такую же художественную функцию, что и в стихах других поэтов-современников, то есть оттеняет и углубляет поэтическую мысль автора, не имея самодовлеющего религиозного содержания. В одном из стихотворений Мать Мария так изложила свое жизненное кредо.

ЧТЕЦ:

Пусть отдам мою душу я каждому,

Тот, кто голоден, пусть будет есть,

Наг - одет, и напьется пусть жаждущий,

Пусть услышит неслышащий весть.

От небесного грома до шепота,

Учит все - до копейки отдай.

Грузом тяжким священного опыта

Переполнен мой дух через край.

И забыла я, есть ли средь множества

То, что всем именуется «я».

Только крылья, любовь и убожество,

И биение всебытия.

2-й ВЕДУЩИЙ. Русская духовная поэзия, как правило, поучительна. Не является исключением в этом смысле и творчество отца Романа (А.И. Матюшина). Основные сюжеты духовных песнопений автора - грех, покаяние, Голгофа, Страшный Суд, тема России. Стихи его близки по духу и стилю к разделу духовной поэзии, именуемой «русскими духовными стихами».

Предваряет стихи о. Романа его проникновенное обращение к читателю: «Мир сердцу твоему, мой дорогой читатель! Прочти эти стихи, уединись, побудь с самим собой. И да успокоится душа твоя, которая дороже всего мира. И если Господь коснется тебя, помолись обо мне, чтобы призывающему к покаянию не умереть без покаяния. Да не будет сего и с тобою».

ЧТЕЦ:

Без Бога нация - толпа,

Объединенная пороком,

Или слепа, или глупа,

Иль, что еще страшней,— жестока.

И пусть на трон взойдет любой,

Глаголющий высоким слогом,

Толпа останется толпой,

Пока не обратится к Богу!

ЧТЕЦ:

...Затосковали деревья бесправные,

В ризах растерзанных гибели ждут.

Лишь золотые Кресты Православные,

Радость моя, нас в бессмертье зовут.

Радость моя, это суетность грешная

Даже на паперть швыряет листы,

Но возжелали покоя нездешнего

Белые Церкви, Святые Кресты,

Их не прельщают купюры фальшивые,

Не привлекает поток золотой.

Нужно ли Вам это золото лживое,

Вам, лобызающим вечный покой?!

Белые Церкви светлеются издали,

Благовествуя о мире ином,

Живы еще Проповедники Истины,

Радость моя, не скорби ни о чем.

(«Радость моя»)

1-й ВЕДУЩИЙ. Со стихами о. Романа перекликаются строки другого современного поэта - Юрия Калашникова из Перми:

Не плачь, мой Ангел, не грусти.

Я слишком долго жил без Веры

И досаждал Тебе без меры,

Презрев к спасению пути.

О, как лукавый ликовал,

Как весело блестели рожки,

Как похотливые ладошки

Он вожделенно потирал.

А Ты, униженный, скорбел

И за меня стократ молился,

Прощал, любил и не стыдился.

Ты душу мне спасти хотел.

И как заботливая мать,

Ее пытался направлять

Под сень духовного начала...

Свершилось! Очередь настала

Тебе, мой Ангел, ликовать!

Я воплотил Твою мечту,

Воспринял древний Символ Веры

Отверг вчерашние химеры

И душу посвятил Христу.

2-й ВЕДУЩИЙ. Говоря о современной духовной поэзии, нельзя не назвать имя Александра Солодовникова, ушедшего из жизни в 1974 г.


Смотреть на мир - как это много!

Какая радость без конца!

Смотреть на мир и видеть Бога,

Непостижимого Отца.

По вере жить - как это много!

Не уклоняясь от креста,

По вере жить и славить Бога,

За нас распятого Христа.

В молитве быть - как это много!

Встречать сердечную весну,

В молитве быть и слышать Бога —

Святого Духа тишину.

1-й ВЕДУЩИЙ. Из современных поэтов, пишущих духовные стихи, назовем имена Ольги Седаковой, Елены Шварц, Вениамина Блаженных, Елены Пудовкиной, Олега Охапкина, Бориса Лихтенфельда, Андрея Лукашина, Надежды Мирошниченко. Многие из них люди верующие, православные. Вера для них прежде всего - это осмысление жизни как бы перед лицом Бога, ощущение смысла, скрытого в мире, смысла, который не нужно разгадывать, переводить на сухой, рациональный язык, а нужно просто чувствовать его присутствие.

2-й ВЕДУЩИЙ. Современным поэтам свойственно обращение к такому забытому ныне жанру, как переложение псалмов. Жанр этот - ровесник русской поэзии. Он начинается с «Псалтыри рифмованной» Симеона Полоцкого (церковный деятель и писатель XVII в.) и исчезает где-то в середине XIX в. Переводом псалмов в свое время занимались Михаил Ломоносов и Гаврила Державин.

Поэтов привлекает в псалмах не только их высокие поэтические достоинства, но прежде всего выраженное с исключительной силой личное, духовно напряженное отношение человека к Богу. Они не следуют тексту псалмов буквально, а берут у ветхозаветного псалмопевца то, что близко нашему времени и им самим.

«Истребит Господь все уста льстивые, язык велеречивый», - сказано в 11 -м псалме. А вот как «поворачивает» эту тему поэтесса Елена Пудовкина:

Не знаю когда, но я знаю, Господь истребит Позорящих слово, владеющих страшной наукой Слова сопрягать, чтобы нищие души ловить Приманкою звука.

1-й ВЕДУЩИЙ. Обращение к Душе, к Богу неистребимо в человеке. Может быть, поэтому в конце XX века остается сильной религиозная христианская тенденция в поэзии, чуждая авангарду.

А всего и было, что душа.

Господи! Какая это малость!

Ни плоха была, ни хороша,

А почти Вселенною казалась!

А всего и было, что любовь.

Господи! лишь одного прошу я:

Подари мне эту муку вновь

И не отбери, пока дышу я.

Н. Мирошниченко;

 

2-й ВЕДУЩИЙ. Вот и подходит к концу наша встреча. Сегодня мы лишь прикоснулись к разговору о тайной жизни человеческой Души. Тема эта выходит за рамки одного вечера. Она бесконечна, как и сама жизнь..

ЧТЕЦ:

До конца,

До тихого креста

Пусть душа

Останется чиста!

Перед этой

Желтой, захолустной

Стороной березовой

Моей,

Перед жнивой

Пасмурною и грустной

В дни осенних

Горестных дождей,

Перед этим

Строгим сельсоветом,

Перед этим

Стадом у моста,

Перед всем

Старинным белым светом

Я клянусь:

Душа моя чиста.

Пусть она

Останется чиста

До конца,

До смертного креста!

(Н. Рубцов. До конца)

1 –й ДУЩИЙ. Пусть будет тело ваше в движении, ум в покое, а душа прозрачна и светла, как горное озеро!

2-й ВЕДУЩИЙ. Лишь тогда молитва сможет проникнуть в сердце и возжечь в нем огонь Веры, Надежды и Любви!

ВМЕСТЕ. Всего вам доброго, друзья!


!Вечер русской духовной поэзии

НЕ УБИЙ!

Песня- заповедь!

Стихи Л. Завальнюка  
Музыка Ю. Саульского

Вечер русской духовной поэзии

1.Толь гудит осенняя река,

То ли голос чей-то сквозь века:

- Не убий, не убий, не убий!

Мать-земля проплакала глаза.

Вся планета, как одна слеза:

- Не убий, не убий, не убий!


 

Припев:

Если совесть в тебе жива еще, не убий!

Тайным умыслом сотоварища не убий!

Ранней мудростью свою молодость не убий!

Свою душу прощеньем подлостей не убий!

Все, что жизнью тебе доверено, не убий!

Ни травинки малой, ни дерева не убий!

Правды пращуров, дела отчего не убий!

Человека в себе и зодчего не убий!

 

2.Век двадцатый, что там впереди!

Не сгуби надежду, пощади...

Не убий, не убий, не убий!

Боль живая сердце обожгла.

Это память бьет в колокола:

- Не убий, не убий, не убий!

 

Припев.

 

3.Стань на вольной планете на ноги,

Свою жизнь, как дитя, возьми на руки

Выше бога стань небожителя,

Больше бога стань вседержителя,

Возгордись, величав и вечен,

Мрак вселенский плечом раздвинь.

И всесильный дух человеческий

Да пребудет с тобой. Аминь! Не убий!..


Вечер русской духовной поэзии

       

1. Дай Бог слепым глаза вернуть

И спины выпрямить горбатым.

Дай бог быть Богом хоть чуть-чуть,

Но быть нельзя чуть-чуть распятым.

 

Дай Бог не вляпаться во власть

И не геройствовать подложно,

И быть богатым, но не красть,

Конечно, если так возможно.

 

2. Дай бог быть тертым калачом,

Не сожранным ничьею шайкой,

Ни жертвой быть, ни палачом,

Ни барином, ни попрошайкой.

 

Дай Бог поменьше рваных ран,

Когда идет большая драка.

Дай Бог побольше разных стран,

Не потеряв своей, однако.

   

Дай Бог, чтобы твоя страна

Тебя не пнула сапожищем.

Дай Бог, чтобы твоя жена

Тебя любила даже нищим.

 

3. Дай Бог замкнуть лжецам уста,

Глас Божий слыша в детском крике.

Дай Бог нести живьем Христа –

Пусть не в мужском, так в женском лике.

 

Не крест - бескрестье мы несем,

А как сгибаемся убого!

Чтоб не развериться во всем —

Дай Бог ну хоть немного Бога.

 

Дай Бог всего, всего, всего,

И сразу всем, чтоб не обидно.

Дай Бог всего, но лишь потом,

За что потом не будет стыдно.

Дай Бог! Дай Бог! Дай Бог! Дай Бог!

Рекламка

Вход на сайт